вторник, 24 апреля 2012 г.

Богословское осмысление культуры - Моя статья на эту тему 2012-04-15


«Богословское осмысление культуры»
  
Выполнил студент 3 курса
Программы «Бакалавр миссиологии»
Ворошилов Юрий Анатольевич
  
Краснодар
2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»……………….4
2. ОБЗОР ВИДОВ БОГОСЛОВИЯ………………………………………………………….5
3. ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» РАЗНЫМИ ВИДАМИ БОГОСЛОВИЯ………………………………………………………………………………...6
3.1. Осмысление понятия «культура» катафатическим богословием………………….6
3.2. Осмысление понятия «культура» апофатическим богословием…………………..6
3.3. Осмысление понятия «культура» мистическим богословием……………………...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...8



ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы осмыслим понятие культуры с богословских точек зрения. Первоначально нам необходимо узнать, что же такое «культура», а затем осмыслить это понятие богословски.
Статья будет строиться следующим образом:
1.      Формулирование определения понятия «культура»;
2.      Обзор видов богословия;
3.      Осмысление понятия «культура» разными видами богословия.




1. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»
Для выполнения этой цели воспользуемся авторитетными словарями. Согласно второму изданию Webster's Encyclopedic Unabbridged Dictionary of the English Language «культуре» даются следующие определения:
1)     это качество личности или общества, которое происходит из интереса к и знакомства с тем, что общепризнано рассматривается, как превосходное в искусстве, литературе, манерах и научных достижениях;
2)     это то, что само по себе превосходно в искусстве, литературе и так далее;
3)     это частная форма или стадия цивилизации, связанная с нацией или периодом;
4)     социологическое понимание: это сумма всех путей жизни, которая построена группой людей и передается из поколения в поколение;
5)     биологическое: группа микроорганизмов или тканей, которая разводится или культивируется для медицинских или научных  целей;
6)     это акт или практика возделывания почвы;
7)     это возделывание почвы, выращивание растений или животных с целью их улучшения;
8)     это продукт или рост из 7)/ результат процесса;
9)     это развитие или улучшение ума путем развития или тренировок.
Происхождение слова «культура» можно понять из определений родственных слов, основные из которых мы находим во втором издании Латинско-русского словаря:
1)     Культилюлюс – нож для вырезания;
2)     Культе – изысканно, красиво, изящно;
3)     Культа – возделанное поле;
4)     Культор – возделыватель землепашец, скотовод и так далее;
5)     Культрариус – тот, кто закалывает жертвенных животных;
6)     и другие.
Мы видим, что понятие «культура» включает в себя: некое возделывание, результат возделывания и инструмент, которым возделывают. Например, обработанная земля, культивированная; либо то, что вырезано ножом (изваяние или произведение искусства). То есть это то, что сделано с участием человека, к чему он приложил руку с использованием орудия труда.



2. ОБЗОР ВИДОВ БОГОСЛОВИЯ
Богословие бывает трех видов[1]:
A.    Катафатическое – наблюдает внешний мир и через него пытается понять Творца, смотря на Его творение.
B.     Апофатическое  - стоит на позиции непознаваемости Бога. Бог не связан с этим миром и может работать исключительно через откровение. Использует инструменты логики «Бог не это/ то/ такой…».
C.    Мистическое (тайное)  - речь идет только об откровении. Мы не можем понять Бога ни через творение, ни через отрицание творения.



3. ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» РАЗНЫМИ ВИДАМИ БОГОСЛОВИЯ
Давайте осмыслим «культуру» каждым видом богословия.
3.1. Осмысление понятия «культура» катафатическим богословием
Одни представители этой богословской школы говорят: «Религия является частью культуры». Поэтому сейчас православная церковь внедряет основы православия в школы, говоря, что они не внедряют религиозный предмет, а внедряют предмет культуры, потому что, по их мнению, неотъемлемой частью русской культуры является православие.
Другие представители этой богословской школы говорят: «Культура является частью религии». Эта позиция загоняет в ловушку, условно назовем ее «Пусси райот». Ловушка заключается в том, что, признавая культуру частью религии, мы признаем, что деятели культуры (художники, хореографы, певцы и так далее) имеют право диктовать свои взгляды религии (союз художников использует здание лютеранской кирхи в городе Краснодаре, а группа «Пусси райот» танцует в храме Христа Спасителя, потому что уверены, что они лучше используют религиозные объекты).
3.2. Осмысление понятия «культура» апофатическим богословием
Образцом апофатического богословия является германская исповедующая церковь, основателями которой являются Карл Барт и Дитрих Бонхеффер. Они ввели в оборот современного богословия тезис: «Бог есть абсолютно другое»[2]. Бог не от этого мира, поэтому никакой объект культуры не может сказать о Нем ничего.
Человеческая культура отражает грех, потому что она продукт грехопадения: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт.3:17,18).
В результате мы имеем «idolorum cultura» (Vg, 1Cor.10:14), что на греческом звучит «ειδωλολατίας» (NA, 1Cor.10:14), «убегайте идолослужения» (1Кор.10:14). Так как в человеческой культуре нет ничего от Бога, то человеческая культура является «idolorum cultura».
Эта позиция совпадает с позицией атеистов. Коммунистические лозунги были: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Коммунисты делили культуру на материальную и духовную. Духовная культура включала живопись, скульптуру, литературу и так далее. Этому взгляду до сих пор следует интеллигенция России. Нацисты продвигали «культурную войну». В результате должна была сформироваться не еврейская, не дегенеративная культура арийской нации с Евангелием без Иисуса Христа и христианством без Библии.
3.3. Осмысление понятия «культура» мистическим богословием
Как можно осмыслить культуру мистическим богословием, если оно тайное? Постараемся осмыслить на примере: Джалаладдин Руми, прогуливаясь по своему городу, начал кружиться в танце, слыша стук молоточков ювелирных дел мастеров, потому что услышал в стуке музыку. Так же при чтении Писания и созерцании объектов культуры непонятным образом приходит откровение.
Мистическое богословие рассматривает объекты культуры, как возможные проводники Божественного откровения, но непонятно каким образом это происходит.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы осмыслили понятие культуры с богословских точек зрения. Первоначально мы узнали, что же такое «культура», а затем осмыслили это понятие богословски.
Статья строиться следующим образом:
1.      Формулирование определения понятия «культура»;
2.      Обзор видов богословия;
3.      Осмысление понятия «культура» разными видами богословия.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Webster's Encyclopedic Unabbridged Dictionary of the English Language. Second ed. Black Dog & Leventhal Pub, 1994. 2256 p.
      2. Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: изд. «Русский язык», 1976. – 1096 с.
3. Eric Metaxas. Bonhoeffer pastor, martyr, prophet, spy. – Tomas nelson. Nashville, Dallas, Mexico city, Rio de Janeiro, 2010. – 592 p.
4. Библия Святого Иеронима «Вульгата».
5. Алексеев, А.А. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. – СПб., 2001. – 1405 с.


[1] Три вида богословия раскрываются следующим образом: Отец «сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1); Сын «не от мира» (Иоан.17:16); Дух Святой «все проницает, и глубины Божии» (1Кор.2:10).
[2] Eric Metaxas. Bonhoeffer pastor, martyr, prophet, spy. – Tomas nelson. Nashville, Dallas, Mexico city, Rio de Janeiro, 2010. – 592 p.

0 коммент.:

Отправить комментарий