Вспоминаем первый и второй семинары.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания
старцев, не едят, не умыв тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись.
Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш,
кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники:
зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят
хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо
пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня
устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям,
заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь
предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему
подобное.
9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете
заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10 Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и
мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или
матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать
для отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим,
которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
(Библия, Евангелие от Марка 7:3-13)
Данный текст раскрывает отношение между Преданием и
Писанием
. НАБЛЮДЕНИЯ:
1. Предание может противопоставляться Писанию. В
результате жизни церкви могут формироваться Предания, которые могут
противоречить Писанию. (У нас есть определенная литургия: Начинаем с чтения
Писания, Потом пение, Потом молитва за детей и так далее). Но через время может
случиться, что форма изменится.
Проблема в том, что в истории мы видим, что формы и
становятся поклонением Богу. Например, фарисеи омывались, потому что это стало
необходимой традицией… Все бы ничего, если бы Предания не противопоставлялись
Писанию.
Иисус говорит пример: 10 Ибо Моисей сказал: почитай
отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
11 А вы говорите: кто скажет отцу или
матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался,
12 тому вы уже попускаете ничего не делать для
отца своего или матери своей,
13 устраняя слово Божие преданием вашим,
которое вы установили; и делаете многое сему подобное.
(Мар.7:10-13)
ПОКА ФОРМА НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ПИСАНИЮ, ОНА МОЖЕТ
СУЩЕСТВОВТЬ, НО КОГДА ПРОТИВОРЕЧИТ, ТО ПРИОРИТЕТ ДОЛЖЕН ОТДАВАТЬСЯ ПИСАНИЮ!
На каком-то этапе Предание идет рядом со Словом
Божьем, потом теснит Слово Божье, а потом устраняет Его.
В этом примере Иисус Христос говорит, что Писание –
это Слово Божье, а все
Предания являются заповедями человеческими: 13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. (Мар.7:13).
Предания являются заповедями человеческими: 13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. (Мар.7:13).
Писание всегда фокусируется на сердце человека, А
Предание фокусируется на внешние формы.
«Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас,
лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце
же их далеко отстоит от Меня» (Мар.7:6)
Мы тоже порой фокусируемся на внешних действиях,
например, бросить курить. Да, бросить курить важно, но это внешнее действие и
само его прекращение никак не влияет, хотя может дисциплинировать.
Должно
сначала меняться сердце!
Здесь отличие от православных: Мы говорим,
что крещение – это внешнее проявление внутреннего изменения в сердце (поэтому
мы крестим взрослых людей, которые могут исповедовать свою веру). Православные
же говорят, что внешнее действие спасает. Подобная же ситуация с вечерей
Господней.
Такая же ситуация с иконами. Мы не выступаем против
икон, но надо задать вам вопрос: «Зачем у вас эта икона? Что вы вкладываете в
нее?».
Люди всегда тяготели к тому, чтобы у них были
видимые образы (это началось у горы Синай /Исход 19 глава/, когда люди хотели
просто закон, не хотели общаться с Богом), потому что жить по вере тяжело!
Также женщина самарянка /Евангелие от Иоанна/ спрашивала
у Иисуса, где молиться, потому что своим преданием была привязана к месту. Так
часто делает Предание, привязывая людей к определенным местам и формам. НО
Иисус ей отвечает, что приходит время и пришло уже, когда истинные поклонники
будут поклоняться в Духе и Истине! Что есть истина? Бог есть истина, Иисус
Христос есть истина, Слово Божье есть истина, Дух есть истина! Другой истины
нет.
Например, крестное знамение: Само крестное знамение
не является плохим или хорошим, НО если человек вкладывает магическое значение
в это, то здесь проблема.
Мы должны задавать себе эти вопросы, когда учим
наших детей: Просто ли мы учим, так делать, а так не делать? Или же мы
объясняем истину, а отсюда можно делать так или по-другому.
2.
Писание: сначала изменение сердца, затем внешнее проявление.
3.
Предание: видимые внешние действия производят внутренние изменения.
Апостол Павел говорил о своем отношении к
Преданиям: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал
Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих
сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих
преданий» (Гал.1:13,14)
8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас
философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям
мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава
всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным,
совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и
совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в
необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание,
которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно
подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или
питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело - во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным
смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно
надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело,
составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий
мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 "не прикасайся", "не
вкушай", "не дотрагивайся" -
22 что все истлевает от употребления, - по
заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном
служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о
насыщении плоти.
(Кол.2:8-23)
Люди же часто делают свою духовную жизнь зависимой
от внешних появлений (черные кошки и так далее…).
ПРИМЕР: Плакат: «Свечи, купленные на улице, в храме
не действительны,. Просьба ими не пользоваться!».
Такие же проявления могут быть и у нас в церкви,
поэтому нужно быть в бдительными!
Предание Василия Великого (правило 91):
Он говорит о крестном знамении (сам, говоря, что в
Писании этого нет!), о молитве на востоке, о чаше и евхаристии… Мы не
довольствуемся только словами апостолов в Писании, но берем в преданиях,
которые сохранили наши отцы…
Здесь мы видим, что предание не имеет подтверждения
в Писании, но признается за истину. Также мы видим, что предание сосредоточено
на внешних проявлениях.
Если принято троекратное погружении в крещении, то
нет вопросов, НО, если двухкратное погружение считается недействительных, то
здесь проблема.
На это отвечает апостол Павел: «Это,
братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не
мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед
другим» (1Кор.4:6).
ВОПРОСЫ ИЗ ЗАЛА: - Православные браться говорят о
том, что церковь есть столп и утверждение истины, поэтому предания правильны, прокомментируйте.
ОТВЕТ: - Церковь – это все возрожденные верующие, а
не какая-либо деноминация. Церковь не вырабатывает истину, она только передает,
потому что Истина – это только Слово, Бог, Христос, Дух, - другой истины нет.
Как быть с «апостольским преданием»?
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите
предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2)
«Итак, братия, стойте и держите предания,
которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фесс.2:15)
Что это за предания и как к ним относиться?
Учение
Христа и апостолов было согласовано с Писанием:
1. если Моисей и пророков не слушают, то
если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лука 16).
2. «И, назначив ему день, очень многие пришли к
нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им [учение] о Царствии Божием,
приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и
пророков» (Деян.28:23).
3. «Но, получив помощь от Бога, я до сего дня
стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем
пророки и Моисей говорили, что это будет» (Деян.26:22)
Иисус и апостолы занимались изъяснительной
проповедью!
Они только говорили то, что написано в Писании.
Нигде вы не услышите, чтобы Иисус говорил: Вы читали то, а Я говорю вам, - НО
Он говорит: Вы слышали, а Я говорю вам! То есть они слышали интерпретацию, а
Иисус говорил им правильную интерпретацию.
Поэтому Павел всем сообщает только то, что уже и
так написано.
«Предание»
апостолов – это учение апостолов.
Содержание апостольского предания (учения)
«Итак, братия, стойте и держите предания,
которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фесс.2:15),
то есть то предание, которое они передавали устно, то же записано письменно.
Давайте посмотрим, как началась глава 2ая:
«Молим вас, братия, о пришествии Господа
нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и
смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами
посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фесс.2:1,2). Дальше он
излагает его позицию, и заканчивает словами: «Итак, братия, стойте и держите
предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фесс.2:15).
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего
Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по
преданию, которое приняли от нас,
7 ибо вы сами знаете, как должны вы
подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались
трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, -
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы
себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие:
если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают
бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим
Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
14 Если же кто не послушает слова нашего в сем
послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как
брата.
(2Фесс.3:6-15)
ТО ЕСТЬ
где упоминается о преданиях апостольских, ТАМ ЖЕ идет истолкование того, что
является этим преданием. То есть нет ничего, что осталось бы за границами этого
предания: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь
Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб» (1Кор.11:23). «Ибо я
первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер
за грехи наши, по Писанию» (1Кор.15:3).
ВЫВОДЫ:
1. Учение апостолов и Иисуса базировались на
Писании, поэтому не говорит ничего противоречащего Писанию.
2. Предание – это истолкование Писания.
3. Там где в Писании говорится о предании, есть
истолкование этого предания.
Это единственное послание, где Павел не хвалит
церковь.
«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас
благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое
[впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить
благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал
благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»
(Гал.1:6-8) (а что они благовествовали, написано! Также повторено в этом
послании дальше по тексту).
Павел обличает галатийскую церковь: «Так
ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью» (Гал.3:3).
То есть начав верой, сбиваетесь на дела.
ВОПРОС ИЗ ЗАЛА: - Что значит анафема в этом тексте?
ОТВЕТ: - Отлучен от церкви.
КОММЕНТАРИЙ: «что слышал от меня при многих свидетелях,
то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2)
0 коммент.:
Отправить комментарий