Сравнительный анализ книги екклесиаста с Чхандогьей упанишадой и
дхаммападой
По предмету: Литература
мудрости и поэзия Ветхого Завета
Выполнил студент 3 курса
Программы «Бакалавр миссиологии»
Ворошилов Юрий Анатольевич
Преподаватель
Доктор богословия (Ph.D.)
Паланчук Евгений Григорьевич
Краснодар
2012
Тема: Сравнительный
анализ книги Екклесиаста с Чхандогьей Упанишадой и Дхаммападой.
Тезис: Книги Чхандогья Упанишада и Дхаммапада содержат
истину в неполном объеме, ее нужно дополнить Библией, которая является полным
откровением Божьи
Цель: Проанализировать книги Екклесиаста,
Чхандогьи Упанишады и Дахаммапады, сравнить их и сделать практические выводы.
Содержание
Введение....................................................................................................................... 3
1. Анализ книги Екклесиаста.......................................................................... 4
2. анализ книги Чхандогья
Упанишада................................................... 6
3. анализ книги Дхаммапада.......................................................................... 9
4. Сравнение рассмотренных
книг и практические выводы.... 11
заключение............................................................................................................... 14
Список используемой
литературы............................................................ 15
Введение
В мире существует множество писаний, почитаемых священными
разными группами людей. Одними из многочисленных религий являются Христианство,
Буддизм и Индуизм. У всех имеется много писаний, но в данной работе мы
рассмотрим только по одной книге от каждого представителя. Книгу Екклесиаста,
которая находится фактически посередине всего текста Библии и, будто экстремум
параболы, указывает на положение вещей, в котором находится человечество после
грехопадения. Чхандогья Упанишада – это ведический текст на санскрите, одна из
одиннадцати Упанишад канона мукхья, являющаяся центром всех священных книг
индуизма. Дхаммапада является сердцем буддистского канона. В ней находятся
высказывания Будды.
В ходе работы мы проанализируем книги Екклесиаста, Чхандогьи
Упанишады и Дахаммапады, сравним их и сделаем практические выводы.
В данной работе по каждой книге мы ответим на следующие
вопросы: что мы узнаем из книги о Боге, о человеке, о существовании человека, о
том, что для человека благо и что плохо. В конце каждого пункта представим
короткий анализ каждой книги, а потом по всем книгам в целом. В итоге сформулируем
практические выводы относительно согласованности книг, и дадим советы по
ведению диалога с последователями нехристианских учений.
Используя данные наработки, сравнения основных книг Индуизма
и Буддизма с книгой Екклесиаста, дополнив их параллельными местами из других
книг Библии, мы сможем эффективно вести диалоги с представителями данных
религий, не вступая с ними в конфронтацию, но донося до них Библейские истины.
1. Анализ книги Екклесиаста
Книга Екклесиаста находится фактически посередине всего
текста Библии и, будто экстремум параболы, указывает на положение вещей, в
котором находится человечество после грехопадения, ожидая того, кто поразит
змея (Быт.3:15; Откр.19:20,21). В ней рассказывается о Боге, человеке и о том,
что лучше для человека в данном ожидании, а так же описано множество разной
суеты, которая окружает человеческое существование.
При изучении книги мы составили список тем, поднимаемых в
ней. Сейчас мы приведем основные тезисы. Из книги Екклесиаста мы узнаем:
О Боге:
·
все зависит от Него (Еккл.2:24; 3:13);
·
дал людям занятия, чтобы они упражнялись в них
(Еккл.1:13; 3:10);
·
вложил мир/вечность в сердца людей (Еккл.3:11);
·
сотворил человека правым (Еккл.7:29);
·
дает Дух человеку (Еккл.12:7).
О человеке:
·
каждый человек когда-то умрет (Еккл.2:15);
·
не может постичь дел, которые делает Бог
(Еккл.3:11; 8:16-18);
·
не знает, что будет после него под солнцем
(Еккл.3:11; 7:1);
·
не может состязаться с Тем, кто сильнее его
(Еккл.6:10);
·
каждый человек пустился в помыслы, извратив свою
правоту перед Богом (Еккл.7:29);
·
не может удержать свой дух, не властен над днем
смерти (Еккл.8:8; 9:12: 10:14; 11:5);
·
после смерти не возвращается к тем, кто живет
под солнцем (Еккл.9:5,6) – то есть умирает один раз и навсегда.
О существовании человека:
·
все суета, человеку нет пользы от его дел,
которые он делает (Еккл. 1:2-3), все вещи утруждены (Еккл. 1:8,14;
2:1,11,15,17,19,21,23,26; 3:19; 4:4,8,16; 5:9; 6:2,9,11; 7:7; 8:10,14; 9:1;
11:8,10; 12:8);
·
цель – бояться Бога (Еккл.5:6; 8:12; 12:13);
·
для всякой вещи будет Суд Божий (Еккл.3:17,18;
8:5,6; 12:14);
·
труд человека для рта его, а душа не насыщается
(Еккл.6:7);
·
всему время и случай для любого успеха
(Еккл.9:11);
·
после смерти Дух возвращается к Богу, который
его дал (Еккл.12:7).
О том, что для человека благо:
·
есть и пить (Еккл.5:17; 8:15);
·
делать добро (Еккл.3:12);
·
радоваться (Еккл.3:12);
·
наслаждаться (Еккл.3:22), трудом (Еккл.3:13; 5:18),
женой (Еккл.9:9);
·
веселиться (Еккл.8:15; 11:8);
·
умершим лучше, чем живым, а лучше всего тем, кто
не существовал (Еккл.4:23);
·
двум лучше, нежели одному (Еккл.4:7-12);
·
богобоязненность (влечет благоуспешность (Еккл.7:18));
·
соблюдение Божьих заповедей (Еккл.12:13);
·
мудрость (Еккл.9:18; 10:10).
О том, что для человека плохо:
·
гневаться (Еккл.7:10);
·
не бояться Бога и не соблюдать его заповеди
(Еккл.12:13).
В результате мы видим, что книга описывает суету, в которой
находятся люди. Плотское (тварное) существование является томлением духа,
который после смерти вернется к Богу (Еккл.4:23; 12:7), в данной же ситуации
лучше всего для человека жить, боясь Бога (Еккл.12:13), и наслаждаться всеми
благами.
2. анализ книги Чхандогья Упанишада
Чхандогья упанишада – это ведический текст на санскрите,
одна из одиннадцати Упанишад канона мукхья. Является древнейшим источником
основных положений философии и мудрости[1].
Упанишады – это древнеиндийские трактаты религиозно-философского
характера, являющийся частью вед и относящийся к священным писаниям индуизма. Упанишады
являются толкованием вед, в них изложена основная суть вед с помощью притч. В
Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.[2]
Центром всех священных книг индуизма является Чхандогья
Упанишада. При изучении книги мы составили список тем, поднимаемых в ней. Сейчас
мы приведем основные тезисы. Из книги «Чхандогья Упанишада» мы узнаем:
О Боге/ Брахмане[3]:
·
Он – это все (3ч. 14:1; 7ч. 25:2; 26:1) – весь
этот мир;
·
Он Атманом[4]
находится в сердце человека (3ч. 14:4; 8ч. 3:3);
·
Бессмертный, бесстрашный (4ч. 15:1; 8ч. 3:4; 8:3;
14:1);
·
Вначале все было Сущим (6ч. 2:3) – Сначала был
только Брахман, потом Он создал видимый и невидимый миры – Он создатель,
первопричина;
·
В нем все имеет опору, прибежище и корень (6ч.
8);
·
Сущий повсюду (6ч. 13:3) – Бог всюду, все им
существует;
·
Благодаря Ему движется жизнь (7ч. 15:1);
·
Мир Брахмана всегда сияет, свободен от грехов и
болезней (8ч. 4), в нем есть золотой дворец (8ч. 5:3);
·
Он не сотворен (8ч. 13:1).
О человеке:
·
он состоит из намерения (3ч. 14:1) – его
намерение влияет на то, кем он становится, уйдя из жизни;
·
в его сердце Атман, содержащий всё – это и есть
Брахман (3ч. 14:4; 8ч. 3:3) – внутри человека Бог, а сам человек, как бы сосуд
Его содержащий;
·
покинутый жизнью умирает, но жизнь не умирает.
То – действительное. То – Атман. Ты – одно с Тем. (6ч. 11:3) – твой дух через
Атман в Боге, жизнь через Атмана идет к Брахману;
·
я – весь этот мир (7ч. 25:1) – Брахман – это
весь этот мир, Он и человек друг в друге, поэтому в человеке весь мир.
О существовании человека:
·
цель стать бессмертным (1ч. 4:5; 2ч. 23);
·
размышляй (о лучах солнца и воспевай дыхание,
тогда у тебя будет много сыновей) (1ч. 5:2,4; 2ч. 21; 22:2);
·
цель – наилучшая жизнь в этом мире/ есть пищу и
видеть приятное (1ч. 9:3; 2ч. 12:2; 5ч. 12:2; 13; 14:2; 15: 16:2; 17; 18:1);
·
цель – знать все устройства вещей правильно (2ч.
13:2; 15; 16:2; 17; 18:2; 19; 20:2; 21; 3ч. 13; 4ч. 15; 5ч. 10), тогда он
становится всем – «Я есмь все» (2ч. 21); знающий Атмана преодолевает скорбь
(7ч. 1:3);
·
быть утвержденным в Брахмане (2ч. 23), не терять
связи с Брахманом (3ч. 11), искать корень, прибежище, опору (быть укорененным)
в Сущем (6ч. 8)
·
освободиться от желаний (3ч. 17);
·
смерть – это конечное омовение (3ч. 17) – «ты –
негибнущее, ты – неколеблемое, ты – сущность жизни» - следовательно, вечен;
·
цель – верой достигнуть пурушу нечеловеческой
природы, который приведет к Брахману (4ч. 15:5; 5ч. 10:2); достичь мира
Брахмана (8ч. 15:1);
·
всякое видоизменение – лишь имя (6ч. 1; 4; 7ч.
1:3) – можно по-разному называть золото и глину, но золото останется золотом, а
глина глиной, как их ни зови;
·
стремиться к постижению истины (7ч. 16:1) – в
конечном итоге к постижению бесконечного, которым является Брахман (7ч. 24:1;);
познать Атман (8ч. 1:6; 8ч. 7:1);
·
все, приобретенное добрым и злым деяниями, гибнет,
так же гибнет мир (8ч. 1:6) – все дела являются суетой, потому что все дела,
так же и мир, гибнут, главное познать Атман.
О том, что для человека благо:
·
знать, как устроен мир (2ч. 12:2);
·
подаяние, подвижничество, ученичество,
умерщвление плоти (2ч. 23; 4ч. 3:5,6; 5ч. 10:1);
·
очищать разум и речь (4ч. 16);
·
жить в лесу (8ч. 5:3).
О том, что для человека плохо:
·
грубить (7ч. 15:2) – грубя, человек убивает
другого человека, через него убивает брахмана;
·
заботиться только о теле (8ч. 8);
·
не подавать милостыню (8ч. 8:5).
В результате мы видим, что книга описывает иллюзорность
мира, потому что существует только Бог. Главный тезис: существует только Бог, ты
един с Богом, ты – Бог (6ч. 11:3; 7ч. 25:1). Целью человеческого существования
является познать и укрепиться в Боге/ Брахмане, потому что весь мир гибнет, как
и все нажитое в нем (8ч. 1:6). Достигнув Бога/ Брахмана, человек достигает
бессмертия. В земной жизни лучше всего для человека жить, зная, как устроен
мир, не заботиться только о теле, подавать милостыню, очищать разум и речь.
3. анализ книги Дхаммапада
Дхаммапада является сердцем буддистского канона. В этой
книги находятся логии (прямые высказывания) Будды. Название «Дхаммапада»
состоит из двух слов: «дхамма» - «закон» и «пада» - «книга», – соответственно,
означает «Книга закона»[5].
При изучении книги мы составили список тем, поднимаемых в
ней. Сейчас мы приведем основные тезисы. Из книги «Дхаммапада» мы узнаем:
О Боге/ Брахмане:
·
не может победить человека, который победил себя
(105);
О человеке:
·
ему нужно бороться с собой и побеждать желания,
следовательно, имеются предпосылки к неправильному поведению (165);
·
сам себя побуждает и проверяет, очищает и
оскверняет, сам себе господин, сам себе путь (165, 379-380).
О существовании человека:
·
серьезность – путь к бессмертию (21, 32, 172,
327);
·
мимолетность жизни на земле (41, 46, 128, 135,
148, 288);
·
царь смерти (Мара) не находит тех, кто
благороден, серьезен и свободен благодаря совершенному знанию (57); … не
находит тех, кто смотрит на мир, как на мираж (170);
·
зло не остается безнаказанным, но приносит
плохой плод в жизнь глупца, который его сделал (69, 71, 119, 121, 125, 127, 240);
·
у победившего себя человека никакая сила
(божественная) не превратить победу в поражение (105);
·
самосовершенствование лучше жертвоприношений
(106, 165);
·
праведная жизнь лучше жертвоприношений, и один
день жизни праведника лучше ста лет порочного и распущенного (108, 110);
·
цель бессмертие (114, 411) - Нирвана;
·
Одни
возвращаются в материнское лоно, делающие зло попадают в преисподнюю,
праведники — на небо, лишенные желаний достигают Нирваны (126) – варианты
окончания жизни на земле;
·
Мир горит,
покрыт тьмой, ищите свет. Человеческая природа испорчена (грех в теле), конец
жизни – смерть. (146-150, 231-233, 397);
·
Все в этом
мире тлеет и портится (149-151).
О том, что для человека благо:
·
отсутствие привязанностей в этом и другом мире
(20,40, 62,84, 87-89, 97, 171, 180, 210, 214, 221, 335, 345, 385, 396, 397,
406, 414, 417, 419, 421);
·
отсутствие страсти и наслаждения (27, 90, 179,
186, 215, 273);
·
серьезность (21, 32, 57, 172, 327);
·
твердость в мыслях (38, 141);
·
мудрость (49, 58, 59, 234, 258, 311), быть умным
(65, 327);
·
делать добрые дела (53, 54, 118, 220);
·
смирение самого себя (80, 104, 142, 143, 145,
159, 322);
·
отшельничество и аскетизм (91, 142, 184, 194,
305), если вести отшельничество неправильно будешь увлечен в преисподнюю (311);
·
отсутствие желаний (92-94, 97, 154, 187, 216,
226, 271-272, 338, 343, 352, 410, 416, 420, 422).
О том, что для человека плохо:
·
легкомыслие (21) и глупость (69);
·
делать зло (117);
·
говорить ложь (176) - не попадешь на небо;
·
завидовать (250, 262)- зависть не дает
сосредоточиться;
·
жадность (262);
·
желание чужой жены (309).
Мы видим, что в книге даны советы человеку для того, чтобы
достичь нирваны. Говорится об иллюзорности мира, что правильно его
воспринимать, как мираж, не привязываясь ни к чему мирскому. Но совсем не
говорится о Боге, нет Его участия в жизни человека, который стремится победить
свою греховную природу, двигаясь к свету, желая стать просветленным (буддой) и
попасть в нирвану.
Основа учения: 1) Существует страдание; 2) Существует
причина страданий; 3) Причиной страдания является желание; 4) Освобождение от
страданий является освобождением от страданий.
4. Сравнение рассмотренных книг и практические выводы
Мы изучили книги в отдельности, теперь произведем
сравнительный анализ данных произведений.
Бог, которого мы видим в книге Екклесиаста (далее Ек.),
похож на того, что описан в Чхандогье Упанишаде (далее Ч.У.). Оба описания
наделяют Его такими качествами, как Творец всего существующего, управляющего
всем сотворенным. В книге Ек. Бог вложил вечность в человека, а в Ч.У. Он
находится в каждом. Эти утверждения не являются противоречивыми, потому что Бог
вечен, другой вечности кроме Него нет, поэтому Он Сам находится в человеке и
является вечностью внутри него. Бог Ч.У. фактически безличный, потому что
ничего не говорится о Его предпочтениях, что Ему нравится, что нет, Его
невозможно расстроить или разозлить, так же и угодить. Но эти описания
отличаются от Бога, который представлен в Дхаммападе (далее Д.). Бога Д. не
влияет на человека, Его фактически нет, Он не участвует ни в появлении творения
и ни жизни человека. В этом аспекте больше всего проявляет себя Бог
Екклесиаста, потому что вообще ничего не происходит без Его ведома.
Человек Ек. представлен ограниченным, он не контролирует в
своей жизни фактически ничего: ни успех, ни срок жизни. Он не может понять
всего, что делает Бог. Дух человека после смерти возвращается к Создателю.
Человек Ч.У. способен познать устройство всего существующего, через это
познание он приходит к выводу, что является всем миром. Жизнь человека не заканчивается
с его смертью, так как он и Бог одно, поэтому он вечен. В человеке все зависит
от намерения. Поэтому, если учесть, что через анализ творения люди Ч.У.
приходят к пониманию Бога, то есть сосредотачивают все усилия на том, чтобы
достичь Его, то можно сделать вывод, что люди обеих книг похожи, ведь они
стремятся к Богу. Но есть одно серьезное отличие! При чтении Ек. однозначно
создается впечатление, что все в жизни человека зависит от Бога, а в Ч.У. все
делает человек, Бог же остается просто создателем. В этом случае некого бояться
и уважать, некому угождать. В этом человек Ч.У. похож на человека Д., в которой
он выглядит еще более независимым. Он сам себя побуждает и проверяет, очищает и
оскверняет, сам себе господин, сам себе путь.
Все три книги признают суетность, кратковременность и
бессмысленность человеческого существования. Книга Ек. ничего не говорит о
бессмертии, а вот Ч.У. и Д. подчеркивают бессмертие, как цель существования. Ек.
и Ч.У. похожи в том, что в них есть фокус на Бога. В Ек. Говорится о том, что
необходимо бояться Его, а в Ч.У. быть утвержденным в Нем, найти Атман. В Д.
говорится только о бессмертии. Это обусловлено представлениями о суде. В
Екклесиасте четко сказано, что для всякой вещи будет суд, а в Ч.У. не нашедшим
грозит перерождение. В Д. же мы видим несколько вариантов: перерождение,
преисподняя, небо или Нирвана, - причем, остается непонятным кто производит
этот выбор, кто решает, куда идет человек, на каком основании сформировались
критерии. Это еще более интересно, когда мы видим стихи Д., говорящие о
наказании злых людей. При всех различиях общим остается: понимание суетности и
тленности мира; наличие стремления к чему-то высшему через некий самоконтроль и
отстранение от зла; понимание, что жизнь после смерти лучше.
Все книги рекомендуют делать добро. Так же единогласно
выделяется мудрость, ее превосходство перед глупостью. Далее начинаются
различия относительно быта человека. Ч.У. и Д. соглашаются друг с другом в том,
что для человека лучше смирять себя, умерщвлять плоть и быть в одиночестве. Ек.
же говорит, что нет ничего лучше для человека, чем: есть, пить, радоваться и
веселиться, наслаждаться трудом и общением, потому что двум лучше, чем одному,
- призывая лишь к соблюдению Божьих заповедей. Ч.У. подчеркивает, что обладать
достаточным количеством еды хорошо, это следствие правильного поведения, через
познание Атмана (видимо, Ч.У. не связывает умерщвление плоти и ограничение в
пищи, как это делает Д.).
В Д. представлен большой перечень того, что человеку не
нужно: делать зло, говорить ложь, завидовать, быть жадность и желать чужую жену.
Ек. и Ч.У. рекомендуют не гневаться и не грубить. Ни одна книга не советует
делать обратное, то есть хотеть чужую жену, гневаться, врать и тому подобное. В
этом они единогласны.
Каждая книга дает рекомендации и выносит оценку действиям.
Мы видим, что во многих аспектах книги согласуются, говоря о принципах поведения
человека и о житейской мудрости: что хорошо, а что плохо. Но самое главное
отличие книги Ек. от двух других книг в том, что в Ч.У. и Д. Бог не близок, он
не участвует в жизнях людей. Это наводит на вопросы о том, как формировались
критерии, выдвигаемые этими книгами. Так как они похожи на Ек., можно
утверждать, что в них содержится истина до тех пор, где они расходятся с ним
или не договаривают информацию, содержащуюся в нем. Ч.У. и Д. дают практические
советы, что нужно делать человеку, чтобы достичь неба. Ек. же утверждает, что
все дела сами по себе суета, поэтому делами угодить невозможно, правильно лишь
жить в страхе перед Богом. Это дополняет мысль Ч.У. какой верой можно достичь пурушу
нечеловеческой природы – верой в Бога и Его заботу о людях. Ч.У. и Д. говорят,
что мир горит и тлеет, они констатируют испорченность человека и призывают
бороться с плотскими желаниями, не руководствоваться ими в жизни, Ек. объясняет
почему так получилось, говоря, что «Бог сотворил человека правым, а люди пустились
во многие помыслы» (Еккл.7:29).
Не вступая в конфронтацию с Ч.У. и Д., мы можем дать
Библейское объяснение таких истин, как «ты и Бог одно» или «освободившись от
желаний, освободишься от страданий», тем, что «Бог вложил вечность в сердце
человека» или «во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья
размышляй: то и другое соделал Бог» (Еккл.7:14), хотя, человеку хочется, чтобы
все всегда было хорошо. Так же необходимо говорить, что жизнь после смерти
продолжается, но там все вещи ждет суд Божий и никаких вторых шансов не будет.
заключение
В ходе работы мы проанализировали книги Екклесиаста,
Чхандогьи Упанишады и Дахаммапады, сравнили их и сделали практические выводы.
В данной работе по каждой книге мы ответили на следующие
вопросы: что мы узнаем из книги о Боге, о человеке, о существовании человека, о
том, что для человека благо и что плохо. Представлен короткий анализ по каждой
книге и по всем книгам в целом. Сформулированы практические выводы относительно
согласованности книг, и даны советы по ведению диалога с последователями этих
учений.
Используя данные наработки, сравнения основных книг Индуизма
и Буддизма с книгой Екклесиаста, и дополняя их параллельными местами из других
книг Библии, мы можем эффективно вести диалоги с представителями данных
религий, не вступая с ними в конфронтацию, но донося до них Библейские истины.
Список используемой литературы
1. Чхандогья Упанишада / пер. с санскрита А.Я. Сыркина., –
М.: изд. «Наука». Гл. редакция Восточной литературы, 1965. – с. 256
2. Дхаммапада / пер. с пали В.И. Топорова. Отв. ред. Ю.Н.
Рерих., – М.: изд. Восточной лит. АН СССР. Ин-т востоковедения сер. «Памятники
лит. народов востока». Переводы III.
«Bibliotheca Buddhica»
XXI, 1960. – с. 160
3. Библия / Синодальный перевод, – М.: РБО, 2008. – с. 1234
4. Новый библейский комментарий: ВЗЧ, 42 Ветхий Завет,
Псалтырь – книга пророка Малахии: пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2000. – с. 571
5. Комментарии к книгам Ветхого Завета, Книга притчей
Соломоновых, кнгига Екклесиаста, Книга Песни песней Соломона, Том 10, 1991. –
с. 199
[1] Чхандогья
Упанишада / пер. с санскрита А.Я. Сыркина., – М.: изд. «Наука». Гл. редакция
Восточной литературы, 1965. – С. 12
[2] Там
же.
[3]
Брахман – абсолютное бесконечное божество – там же – С. 13
[4] Атман
– мировая Душа, движущая мир, исходящая из Брахмана – там же.
[5]
Дхаммапада / пер. с пали В.И. Топорова. Отв. ред. Ю.Н. Рерих., – М.: изд.
Восточной лит. АН СССР. Ин-т востоковедения сер. «Памятники лит. народов
востока». Переводы III.
«Bibliotheca Buddhica» XXI, 1960. – С. 11
0 коммент.:
Отправить комментарий