четверг, 1 марта 2012 г.

Курсовая работа "СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КНИГИ ЕККЛЕСИАСТА С ЧХАНДОГЬЕЙ УПАНИШАДОЙ И ДХАММАПАДОЙ"


Курсовая работа


Сравнительный анализ книги екклесиаста с Чхандогьей упанишадой и дхаммападой

По предмету: Литература мудрости и поэзия Ветхого Завета




Выполнил студент 3 курса
Программы «Бакалавр миссиологии»
Ворошилов Юрий Анатольевич


Преподаватель
Доктор богословия (Ph.D.)
Паланчук Евгений Григорьевич


Краснодар
2012
Тема: Сравнительный анализ книги Екклесиаста с Чхандогьей Упанишадой и Дхаммападой.
Тезис: Книги Чхандогья Упанишада и Дхаммапада содержат истину в неполном объеме, ее нужно дополнить Библией, которая является полным откровением Божьи
Содержание
Введение....................................................................................................................... 3
1. Анализ книги Екклесиаста.......................................................................... 4
2. анализ книги Чхандогья Упанишада................................................... 6
3. анализ книги Дхаммапада.......................................................................... 9
4. Сравнение рассмотренных книг и практические выводы.... 11
заключение............................................................................................................... 14
Список используемой литературы............................................................ 15

Введение

В мире существует множество писаний, почитаемых священными разными группами людей. Одними из многочисленных религий являются Христианство, Буддизм и Индуизм. У всех имеется много писаний, но в данной работе мы рассмотрим только по одной книге от каждого представителя. Книгу Екклесиаста, которая находится фактически посередине всего текста Библии и, будто экстремум параболы, указывает на положение вещей, в котором находится человечество после грехопадения. Чхандогья Упанишада – это ведический текст на санскрите, одна из одиннадцати Упанишад канона мукхья, являющаяся центром всех священных книг индуизма. Дхаммапада является сердцем буддистского канона. В ней находятся высказывания Будды.
В ходе работы мы проанализируем книги Екклесиаста, Чхандогьи Упанишады и Дахаммапады, сравним их и сделаем практические выводы.
В данной работе по каждой книге мы ответим на следующие вопросы: что мы узнаем из книги о Боге, о человеке, о существовании человека, о том, что для человека благо и что плохо. В конце каждого пункта представим короткий анализ каждой книги, а потом по всем книгам в целом. В итоге сформулируем практические выводы относительно согласованности книг, и дадим советы по ведению диалога с последователями нехристианских учений.
Используя данные наработки, сравнения основных книг Индуизма и Буддизма с книгой Екклесиаста, дополнив их параллельными местами из других книг Библии, мы сможем эффективно вести диалоги с представителями данных религий, не вступая с ними в конфронтацию, но донося до них Библейские истины.


1. Анализ книги Екклесиаста

Книга Екклесиаста находится фактически посередине всего текста Библии и, будто экстремум параболы, указывает на положение вещей, в котором находится человечество после грехопадения, ожидая того, кто поразит змея (Быт.3:15; Откр.19:20,21). В ней рассказывается о Боге, человеке и о том, что лучше для человека в данном ожидании, а так же описано множество разной суеты, которая окружает человеческое существование.
При изучении книги мы составили список тем, поднимаемых в ней. Сейчас мы приведем основные тезисы. Из книги Екклесиаста мы узнаем:
О Боге:
·         все зависит от Него (Еккл.2:24; 3:13);
·         дал людям занятия, чтобы они упражнялись в них (Еккл.1:13; 3:10);
·         вложил мир/вечность в сердца людей (Еккл.3:11);
·         сотворил человека правым (Еккл.7:29);
·         дает Дух человеку (Еккл.12:7).
О человеке:
·         каждый человек когда-то умрет (Еккл.2:15);
·         не может постичь дел, которые делает Бог (Еккл.3:11; 8:16-18);
·         не знает, что будет после него под солнцем (Еккл.3:11; 7:1);
·         не может состязаться с Тем, кто сильнее его (Еккл.6:10);
·         каждый человек пустился в помыслы, извратив свою правоту перед Богом (Еккл.7:29);
·         не может удержать свой дух, не властен над днем смерти (Еккл.8:8; 9:12: 10:14; 11:5);
·         после смерти не возвращается к тем, кто живет под солнцем (Еккл.9:5,6) – то есть умирает один раз и навсегда.
О существовании человека:
·         все суета, человеку нет пользы от его дел, которые он делает (Еккл. 1:2-3), все вещи утруждены (Еккл. 1:8,14; 2:1,11,15,17,19,21,23,26; 3:19; 4:4,8,16; 5:9; 6:2,9,11; 7:7; 8:10,14; 9:1; 11:8,10; 12:8);
·         цель – бояться Бога (Еккл.5:6; 8:12; 12:13);
·         для всякой вещи будет Суд Божий (Еккл.3:17,18; 8:5,6; 12:14);
·         труд человека для рта его, а душа не насыщается (Еккл.6:7);
·         всему время и случай для любого успеха (Еккл.9:11);
·         после смерти Дух возвращается к Богу, который его дал (Еккл.12:7).
О том, что для человека благо:
·         есть и пить (Еккл.5:17; 8:15);
·         делать добро (Еккл.3:12);
·         радоваться (Еккл.3:12);
·         наслаждаться (Еккл.3:22), трудом (Еккл.3:13; 5:18), женой (Еккл.9:9);
·         веселиться (Еккл.8:15; 11:8);
·         умершим лучше, чем живым, а лучше всего тем, кто не существовал (Еккл.4:23);
·         двум лучше, нежели одному (Еккл.4:7-12);
·         богобоязненность (влечет благоуспешность (Еккл.7:18));
·         соблюдение Божьих заповедей (Еккл.12:13);
·         мудрость (Еккл.9:18; 10:10).
О том, что для человека плохо:
·         гневаться (Еккл.7:10);
·         не бояться Бога и не соблюдать его заповеди (Еккл.12:13).
В результате мы видим, что книга описывает суету, в которой находятся люди. Плотское (тварное) существование является томлением духа, который после смерти вернется к Богу (Еккл.4:23; 12:7), в данной же ситуации лучше всего для человека жить, боясь Бога (Еккл.12:13), и наслаждаться всеми благами.

2. анализ книги Чхандогья Упанишада

Чхандогья упанишада – это ведический текст на санскрите, одна из одиннадцати Упанишад канона мукхья. Является древнейшим источником основных положений философии и мудрости[1].
Упанишады – это древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера, являющийся частью вед и относящийся к священным писаниям индуизма. Упанишады являются толкованием вед, в них изложена основная суть вед с помощью притч. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.[2]
Центром всех священных книг индуизма является Чхандогья Упанишада. При изучении книги мы составили список тем, поднимаемых в ней. Сейчас мы приведем основные тезисы. Из книги «Чхандогья Упанишада» мы узнаем:
О Боге/ Брахмане[3]:
·         Он – это все (3ч. 14:1; 7ч. 25:2; 26:1) – весь этот мир;
·         Он Атманом[4] находится в сердце человека (3ч. 14:4; 8ч. 3:3);
·         Бессмертный, бесстрашный (4ч. 15:1; 8ч. 3:4; 8:3; 14:1);
·         Вначале все было Сущим (6ч. 2:3) – Сначала был только Брахман, потом Он создал видимый и невидимый миры – Он создатель, первопричина;
·         В нем все имеет опору, прибежище и корень (6ч. 8);
·         Сущий повсюду (6ч. 13:3) – Бог всюду, все им существует;
·         Благодаря Ему движется жизнь (7ч. 15:1);
·         Мир Брахмана всегда сияет, свободен от грехов и болезней (8ч. 4), в нем есть золотой дворец (8ч. 5:3);
·         Он не сотворен (8ч. 13:1).
О человеке:
·         он состоит из намерения (3ч. 14:1) – его намерение влияет на то, кем он становится, уйдя из жизни;
·         в его сердце Атман, содержащий всё – это и есть Брахман (3ч. 14:4; 8ч. 3:3) – внутри человека Бог, а сам человек, как бы сосуд Его содержащий;
·         покинутый жизнью умирает, но жизнь не умирает. То – действительное. То – Атман. Ты – одно с Тем. (6ч. 11:3) – твой дух через Атман в Боге, жизнь через Атмана идет к Брахману;
·         я – весь этот мир (7ч. 25:1) – Брахман – это весь этот мир, Он и человек друг в друге, поэтому в человеке весь мир.
О существовании человека:
·         цель стать бессмертным (1ч. 4:5; 2ч. 23);
·         размышляй (о лучах солнца и воспевай дыхание, тогда у тебя будет много сыновей) (1ч. 5:2,4; 2ч. 21; 22:2);
·         цель – наилучшая жизнь в этом мире/ есть пищу и видеть приятное (1ч. 9:3; 2ч. 12:2; 5ч. 12:2; 13; 14:2; 15: 16:2; 17; 18:1);
·         цель – знать все устройства вещей правильно (2ч. 13:2; 15; 16:2; 17; 18:2; 19; 20:2; 21; 3ч. 13; 4ч. 15; 5ч. 10), тогда он становится всем – «Я есмь все» (2ч. 21); знающий Атмана преодолевает скорбь (7ч. 1:3);
·         быть утвержденным в Брахмане (2ч. 23), не терять связи с Брахманом (3ч. 11), искать корень, прибежище, опору (быть укорененным) в Сущем (6ч. 8)
·         освободиться от желаний (3ч. 17);
·         смерть – это конечное омовение (3ч. 17) – «ты – негибнущее, ты – неколеблемое, ты – сущность жизни» - следовательно, вечен;
·         цель – верой достигнуть пурушу нечеловеческой природы, который приведет к Брахману (4ч. 15:5; 5ч. 10:2); достичь мира Брахмана (8ч. 15:1);
·         всякое видоизменение – лишь имя (6ч. 1; 4; 7ч. 1:3) – можно по-разному называть золото и глину, но золото останется золотом, а глина глиной, как их ни зови;
·         стремиться к постижению истины (7ч. 16:1) – в конечном итоге к постижению бесконечного, которым является Брахман (7ч. 24:1;); познать Атман (8ч. 1:6; 8ч. 7:1);
·         все, приобретенное добрым и злым деяниями, гибнет, так же гибнет мир (8ч. 1:6) – все дела являются суетой, потому что все дела, так же и мир, гибнут, главное познать Атман.
О том, что для человека благо:
·         знать, как устроен мир (2ч. 12:2);
·         подаяние, подвижничество, ученичество, умерщвление плоти (2ч. 23; 4ч. 3:5,6; 5ч. 10:1);
·         очищать разум и речь (4ч. 16);
·         жить в лесу (8ч. 5:3).
О том, что для человека плохо:
·         грубить (7ч. 15:2) – грубя, человек убивает другого человека, через него убивает брахмана;
·         заботиться только о теле (8ч. 8);
·         не подавать милостыню (8ч. 8:5).
В результате мы видим, что книга описывает иллюзорность мира, потому что существует только Бог. Главный тезис: существует только Бог, ты един с Богом, ты – Бог (6ч. 11:3; 7ч. 25:1). Целью человеческого существования является познать и укрепиться в Боге/ Брахмане, потому что весь мир гибнет, как и все нажитое в нем (8ч. 1:6). Достигнув Бога/ Брахмана, человек достигает бессмертия. В земной жизни лучше всего для человека жить, зная, как устроен мир, не заботиться только о теле, подавать милостыню, очищать разум и речь.

3. анализ книги Дхаммапада

Дхаммапада является сердцем буддистского канона. В этой книги находятся логии (прямые высказывания) Будды. Название «Дхаммапада» состоит из двух слов: «дхамма» - «закон» и «пада» - «книга», – соответственно, означает «Книга закона»[5].
При изучении книги мы составили список тем, поднимаемых в ней. Сейчас мы приведем основные тезисы. Из книги «Дхаммапада» мы узнаем:
О Боге/ Брахмане:
·         не может победить человека, который победил себя (105);
О человеке:
·         ему нужно бороться с собой и побеждать желания, следовательно, имеются предпосылки к неправильному поведению (165);
·         сам себя побуждает и проверяет, очищает и оскверняет, сам себе господин, сам себе путь (165, 379-380).
О существовании человека:
·         серьезность – путь к бессмертию (21, 32, 172, 327);
·         мимолетность жизни на земле (41, 46, 128, 135, 148, 288);
·         царь смерти (Мара) не находит тех, кто благороден, серьезен и свободен благодаря совершенному знанию (57); … не находит тех, кто смотрит на мир, как на мираж (170);
·         зло не остается безнаказанным, но приносит плохой плод в жизнь глупца, который его сделал (69, 71, 119, 121, 125, 127, 240);
·         у победившего себя человека никакая сила (божественная) не превратить победу в поражение (105);
·         самосовершенствование лучше жертвоприношений (106, 165);
·         праведная жизнь лучше жертвоприношений, и один день жизни праведника лучше ста лет порочного и распущенного (108, 110);
·         цель бессмертие (114, 411) - Нирвана;
·         Одни возвращаются в материнское лоно, делающие зло попадают в преисподнюю, праведники — на небо, лишенные желаний достигают Нирваны (126) – варианты окончания жизни на земле;
·         Мир горит, покрыт тьмой, ищите свет. Человеческая природа испорчена (грех в теле), конец жизни – смерть. (146-150, 231-233, 397);
·         Все в этом мире тлеет и портится (149-151).
О том, что для человека благо:
·         отсутствие привязанностей в этом и другом мире (20,40, 62,84, 87-89, 97, 171, 180, 210, 214, 221, 335, 345, 385, 396, 397, 406, 414, 417, 419, 421);
·         отсутствие страсти и наслаждения (27, 90, 179, 186, 215, 273);
·         серьезность (21, 32, 57, 172, 327);
·         твердость в мыслях (38, 141);
·         мудрость (49, 58, 59, 234, 258, 311), быть умным (65, 327);
·         делать добрые дела (53, 54, 118, 220);
·         смирение самого себя (80, 104, 142, 143, 145, 159, 322);
·         отшельничество и аскетизм (91, 142, 184, 194, 305), если вести отшельничество неправильно будешь увлечен в преисподнюю (311);
·         отсутствие желаний (92-94, 97, 154, 187, 216, 226, 271-272, 338, 343, 352, 410, 416, 420, 422).
О том, что для человека плохо:
·         легкомыслие (21) и глупость (69);
·         делать зло (117);
·         говорить ложь (176) - не попадешь на небо;
·         завидовать (250, 262)- зависть не дает сосредоточиться;
·         жадность (262);
·         желание чужой жены (309).
Мы видим, что в книге даны советы человеку для того, чтобы достичь нирваны. Говорится об иллюзорности мира, что правильно его воспринимать, как мираж, не привязываясь ни к чему мирскому. Но совсем не говорится о Боге, нет Его участия в жизни человека, который стремится победить свою греховную природу, двигаясь к свету, желая стать просветленным (буддой) и попасть в нирвану.
Основа учения: 1) Существует страдание; 2) Существует причина страданий; 3) Причиной страдания является желание; 4) Освобождение от страданий является освобождением от страданий.

4. Сравнение рассмотренных книг и практические выводы

Мы изучили книги в отдельности, теперь произведем сравнительный анализ данных произведений.
Бог, которого мы видим в книге Екклесиаста (далее Ек.), похож на того, что описан в Чхандогье Упанишаде (далее Ч.У.). Оба описания наделяют Его такими качествами, как Творец всего существующего, управляющего всем сотворенным. В книге Ек. Бог вложил вечность в человека, а в Ч.У. Он находится в каждом. Эти утверждения не являются противоречивыми, потому что Бог вечен, другой вечности кроме Него нет, поэтому Он Сам находится в человеке и является вечностью внутри него. Бог Ч.У. фактически безличный, потому что ничего не говорится о Его предпочтениях, что Ему нравится, что нет, Его невозможно расстроить или разозлить, так же и угодить. Но эти описания отличаются от Бога, который представлен в Дхаммападе (далее Д.). Бога Д. не влияет на человека, Его фактически нет, Он не участвует ни в появлении творения и ни жизни человека. В этом аспекте больше всего проявляет себя Бог Екклесиаста, потому что вообще ничего не происходит без Его ведома.
Человек Ек. представлен ограниченным, он не контролирует в своей жизни фактически ничего: ни успех, ни срок жизни. Он не может понять всего, что делает Бог. Дух человека после смерти возвращается к Создателю. Человек Ч.У. способен познать устройство всего существующего, через это познание он приходит к выводу, что является всем миром. Жизнь человека не заканчивается с его смертью, так как он и Бог одно, поэтому он вечен. В человеке все зависит от намерения. Поэтому, если учесть, что через анализ творения люди Ч.У. приходят к пониманию Бога, то есть сосредотачивают все усилия на том, чтобы достичь Его, то можно сделать вывод, что люди обеих книг похожи, ведь они стремятся к Богу. Но есть одно серьезное отличие! При чтении Ек. однозначно создается впечатление, что все в жизни человека зависит от Бога, а в Ч.У. все делает человек, Бог же остается просто создателем. В этом случае некого бояться и уважать, некому угождать. В этом человек Ч.У. похож на человека Д., в которой он выглядит еще более независимым. Он сам себя побуждает и проверяет, очищает и оскверняет, сам себе господин, сам себе путь.
Все три книги признают суетность, кратковременность и бессмысленность человеческого существования. Книга Ек. ничего не говорит о бессмертии, а вот Ч.У. и Д. подчеркивают бессмертие, как цель существования. Ек. и Ч.У. похожи в том, что в них есть фокус на Бога. В Ек. Говорится о том, что необходимо бояться Его, а в Ч.У. быть утвержденным в Нем, найти Атман. В Д. говорится только о бессмертии. Это обусловлено представлениями о суде. В Екклесиасте четко сказано, что для всякой вещи будет суд, а в Ч.У. не нашедшим грозит перерождение. В Д. же мы видим несколько вариантов: перерождение, преисподняя, небо или Нирвана, - причем, остается непонятным кто производит этот выбор, кто решает, куда идет человек, на каком основании сформировались критерии. Это еще более интересно, когда мы видим стихи Д., говорящие о наказании злых людей. При всех различиях общим остается: понимание суетности и тленности мира; наличие стремления к чему-то высшему через некий самоконтроль и отстранение от зла; понимание, что жизнь после смерти лучше.
Все книги рекомендуют делать добро. Так же единогласно выделяется мудрость, ее превосходство перед глупостью. Далее начинаются различия относительно быта человека. Ч.У. и Д. соглашаются друг с другом в том, что для человека лучше смирять себя, умерщвлять плоть и быть в одиночестве. Ек. же говорит, что нет ничего лучше для человека, чем: есть, пить, радоваться и веселиться, наслаждаться трудом и общением, потому что двум лучше, чем одному, - призывая лишь к соблюдению Божьих заповедей. Ч.У. подчеркивает, что обладать достаточным количеством еды хорошо, это следствие правильного поведения, через познание Атмана (видимо, Ч.У. не связывает умерщвление плоти и ограничение в пищи, как это делает Д.).
В Д. представлен большой перечень того, что человеку не нужно: делать зло, говорить ложь, завидовать, быть жадность и желать чужую жену. Ек. и Ч.У. рекомендуют не гневаться и не грубить. Ни одна книга не советует делать обратное, то есть хотеть чужую жену, гневаться, врать и тому подобное. В этом они единогласны.
Каждая книга дает рекомендации и выносит оценку действиям. Мы видим, что во многих аспектах книги согласуются, говоря о принципах поведения человека и о житейской мудрости: что хорошо, а что плохо. Но самое главное отличие книги Ек. от двух других книг в том, что в Ч.У. и Д. Бог не близок, он не участвует в жизнях людей. Это наводит на вопросы о том, как формировались критерии, выдвигаемые этими книгами. Так как они похожи на Ек., можно утверждать, что в них содержится истина до тех пор, где они расходятся с ним или не договаривают информацию, содержащуюся в нем. Ч.У. и Д. дают практические советы, что нужно делать человеку, чтобы достичь неба. Ек. же утверждает, что все дела сами по себе суета, поэтому делами угодить невозможно, правильно лишь жить в страхе перед Богом. Это дополняет мысль Ч.У. какой верой можно достичь пурушу нечеловеческой природы – верой в Бога и Его заботу о людях. Ч.У. и Д. говорят, что мир горит и тлеет, они констатируют испорченность человека и призывают бороться с плотскими желаниями, не руководствоваться ими в жизни, Ек. объясняет почему так получилось, говоря, что «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл.7:29).
Не вступая в конфронтацию с Ч.У. и Д., мы можем дать Библейское объяснение таких истин, как «ты и Бог одно» или «освободившись от желаний, освободишься от страданий», тем, что «Бог вложил вечность в сердце человека» или «во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог» (Еккл.7:14), хотя, человеку хочется, чтобы все всегда было хорошо. Так же необходимо говорить, что жизнь после смерти продолжается, но там все вещи ждет суд Божий и никаких вторых шансов не будет.

заключение

В ходе работы мы проанализировали книги Екклесиаста, Чхандогьи Упанишады и Дахаммапады, сравнили их и сделали практические выводы.
В данной работе по каждой книге мы ответили на следующие вопросы: что мы узнаем из книги о Боге, о человеке, о существовании человека, о том, что для человека благо и что плохо. Представлен короткий анализ по каждой книге и по всем книгам в целом. Сформулированы практические выводы относительно согласованности книг, и даны советы по ведению диалога с последователями этих учений.
Используя данные наработки, сравнения основных книг Индуизма и Буддизма с книгой Екклесиаста, и дополняя их параллельными местами из других книг Библии, мы можем эффективно вести диалоги с представителями данных религий, не вступая с ними в конфронтацию, но донося до них Библейские истины.

Список используемой литературы

1. Чхандогья Упанишада / пер. с санскрита А.Я. Сыркина., – М.: изд. «Наука». Гл. редакция Восточной литературы, 1965. – с. 256
2. Дхаммапада / пер. с пали В.И. Топорова. Отв. ред. Ю.Н. Рерих., – М.: изд. Восточной лит. АН СССР. Ин-т востоковедения сер. «Памятники лит. народов востока». Переводы III. «Bibliotheca Buddhica» XXI, 1960. – с. 160
3. Библия / Синодальный перевод, – М.: РБО, 2008. – с. 1234
4. Новый библейский комментарий: ВЗЧ, 42 Ветхий Завет, Псалтырь – книга пророка Малахии: пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2000. – с. 571
5. Комментарии к книгам Ветхого Завета, Книга притчей Соломоновых, кнгига Екклесиаста, Книга Песни песней Соломона, Том 10, 1991. – с. 199


[1] Чхандогья Упанишада / пер. с санскрита А.Я. Сыркина., – М.: изд. «Наука». Гл. редакция Восточной литературы, 1965. – С. 12
[2] Там же.
[3] Брахман – абсолютное бесконечное божество – там же – С. 13
[4] Атман – мировая Душа, движущая мир, исходящая из Брахмана – там же.
[5] Дхаммапада / пер. с пали В.И. Топорова. Отв. ред. Ю.Н. Рерих., – М.: изд. Восточной лит. АН СССР. Ин-т востоковедения сер. «Памятники лит. народов востока». Переводы III. «Bibliotheca Buddhica» XXI, 1960. – С. 11

0 коммент.:

Отправить комментарий